• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общественный контроль за госзакупками имеет непредсказуемый результат

Общественный контроль госзаказа имеет существенный потенциал развития, но непрозрачные правила взаимодействия с органами власти снижают его эффективность, - следует из исследования Высшей школы экономики.

С момента законодательного закрепления общественного контроля за госзакупками в контрактной системе прошло семь месяцев. Как выяснили эксперты ВШЭ, за этот период представителями общественности были поданы в ФАС порядка 216 жалоб. При этом больше половины из них были признаны обоснованными, но случаи осуществления общественного контроля в настоящий момент не оказывают значительного влияния на процедуры и результат закупок. Причина - отсутствие норм процессуального порядка, детализирующих взаимодействие официальных органов контроля с общественными контролерами госзаказа.

Исследование проводилось Центром региональных программ ВШЭ в рамках подготовки национального доклада «О практике осуществления закупок в 2014 году», опираясь на данные о практике обжалования представителями общественности конкретных закупок, полученные с официального сайта zakupki.gov.ru, а также на информацию о нормативном регулировании вопросов в сфере госзакупок. Результаты исследования были представлены на экспертном совещании, прошедшем 1 августа в Высшей школе экономики.

«В 2014 году мы не зафиксировали резкого всплеска обращений со стороны общественников в органы контроля, - отмечают авторы исследования из Центра региональных программ ВШЭ, - Но мы понимаем, что основная проблема, которая сейчас существует в сфере общественного контроля госзаказа - несмотря на наличие законодательных положений, реальные, так называемые, процедурные нормы никоим образом обращения общественников не идентифицируют и не учитывают».

Анализ показал, что действующие административные регламенты органов контроля в сфере госзакупок не содержат специальных положений по взаимодействию с гражданами и общественными объединениями, и механизмы принятия решений по таким обращениям. В подавляющем большинстве случаев административные регламенты устарели, не приведены в соответствие с 44-ФЗ, содержат общие указания на возможность рассмотрения обращения граждан и не могут являться формальной инструкцией, позволяющей ясно отследить весь процесс обжалования. Несмотря на то, в Законе о контрактной системе предусмотрена реальная возможность обращения общественниками в контролирующие органы, процедура принятия решения, основание принятия решения по таким обращениям - непрозрачны. И это значит, что предсказать последовательность и критерии принятия решений по обращениям общественных контролеров невозможно.

На региональном уровне нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения обязательного общественного обсуждения крупных закупок, были приняты только в некоторых субъектах РФ (в т.ч. Москва, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Вологодская область, Новосибирская область). Многие из них также не приведены в соответствие с 44-ФЗ, не соблюдаются требования к оформлению таких актов в виде законов субъектов РФ, изменяется порядок проведения обязательного общественного обсуждения «крупных» закупок. Из утвержденных субъектами РФ дополнительных случаев и порядка обязательного общественного обсуждения крупных закупок всем требованиям соответствует нормативное регулирование только в Ненецком и в Ханты-Мансийском автономных округах.

Авторы исследования отмечают, что официальный сайт госзакупок по-прежнему не разделяет субъекты общественного контроля от участников закупки. В реестре жалоб на портале поиск жалоб и обращений, поданных представителями общественного контроля, возможен только ручным поиском. Например, абсолютно большинство жалоб общественников были поданы от организации «Безопасное Отечество». Но официальный сайт госзакупок при поиске субъектов, которые выступали от «Безопасного Отечества», маркировал их разным образом. Соответственно, возникает та жа ситуация, которая в свое время была с латиницей в госзакупках, при наличии описки в наименовании общественной организации, ее поиск уже становится невозможным, потому что поисковая система маркирует ее как нового субъекта. Это по–прежнему не позволяет производить автоматический анализ информации о таких обращениях, в полной мере исследовать степень их эффективности.

Не представлена для анализа информация по направлению обращений в Росфиннадзор, несмотря на то, что такой механизм предусмотрен законом.

Субъекты контроля, которые базируются на региональном и на муниципальном уровне, общественными контролерами не охвачены. Это отчасти связано с тем, что привычно Федеральная Антимонопольная служба воспринимается в качестве наиболее эффективного и быстро реагирующего рычага для подачи жалоб и обращений.

 «Мы специально запросили регионы, которые у нас участвовали в пилотном проекте по апробации контрактной системы в 2013 году, поступали ли жалобы в их органы контроля. Из Калужской области, Татарстана и Вологодской области мы получили ответ, что специальных обращений в местные органы контроля не зафиксировано. Что касается Новосибирской области – контрольное управление Новосибирской области сообщило, что поступило два обращения. Они были связаны с вопросами усовершенствования регионального порядка обязательного общественного обсуждения закупок. Жалоб или обращений по фактам конкретных закупок к ним не поступало» - рассказали авторы исследования.

Чтобы общественный контроль госзаказа стал эффективным и развивался, нужно отладить нормы процессуального порядка, детализирующие взаимодействие официальных органов контроля за госзакупками с общественниками. Без этого вся деятельность общественных контролеров имеет непредсказуемый результат и не будет оказывать значительного влияния на процедуры и результат закупок, - отмечают эксперты ВШЭ.