• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Замдиректора ИГМУ ВШЭ Константин Головщинский поспорил с губернатором Хабаровского края

Хабаровский губернатор Сергей Фургал раскритиковал сложившееся в регионе представление о том, что что-то хорошее могут сделать только приезжие. По его мнению, к осуществлению важных инфраструктурных проектов нужно привлекать местные компании, тогда и средства, выделяемые из краевого бюджета, будут продуцироваться в еще большую прибыль. Краевое правительство уже начало в госзакупках отдавать преимущество конкурсам, а не аукционам для того, чтобы приезжие компании не демпинговали в ущерб качеству.

Отсутствие четко выстроенной системы управления в регионе стало фактором, который не позволяет реализовать плюсы Хабаровского края. «Почему-то нас приучили к тому, что что-то хорошее могут сделать только приезжие», – сказал губернатор Сергей Фургал на пресс-конференции. Он привел в пример строительство объездной дороги в обход Хабаровска, начатое еще в 2017г. при предыдущем губернаторе Вячеславе Шпорте. По словам нынешнего главы региона, этот проект финансируется за счет регионального бюджета и доходов от системы «Платон», но поскольку дорогу строят неместные компании, то создается впечатление, что регион не принимает участие в проекте. «Если бы эту дорогу строили местные, если бы материалы производились и закупались у местных производителей, если бы работники все были зарегистрированы в Хабаровском крае, то те деньги, которые мы отдаем из бюджета на эту дорогу, продуцировали бы еще большую прибыль. И рос бы спрос, и росло бы предложение», – сказал губернатор.

Строительство объездной дороги – один из самых финансово весомых, но не единственный пример, когда край тратит собственные и выделяемые федеральные средства на реализацию проектов, прибыль от которых получают подрядчики из других регионов. Для Дальнего Востока, как и для других отдаленных территорий, эта проблема носит особенно острый характер: когда аукционы на строительство важных социальных и инфраструктурных объектов выигрывают компании из Центральной России, предложившие меньшую сумму контракта. Отсутствие у таких подрядчиков опыта работы на конкретной территории, специалистов и поставщиков приводит к низкому качеству выполняемых заказов, а иногда и появлению недостроев.

Примечательно, что за пару дней до пресс-конференции Фургала в краевом Минстрое сообщили о переходе от электронных аукционов к конкурсам. «В предыдущие годы мы проводили электронные аукционы по федеральному закону № 44-ФЗ. В этом случае побеждали те организации, которые предлагали меньшую цену. Опыт и наличие успешных заказов практически не учитывались. Мы провели анализ строительного рынка края и решили перейти на конкурсные процедуры. В этом случае комиссия учитывает опыт организации на строительном рынке, наличие успешно завершенных заказов. В сумме такие организации набирают больше баллов», – пояснили в министерстве.
Замдиректора Института государственного и муниципального управления ВШЭ, член рабочей группы по вопросам совершенствования государственных закупок экспертного совета при правительстве РФ Константин Головщинский говорит, что, к сожалению, в российской системе госзакупок существует крен в сторону аукционов: «У нас 60% всех закупок проходят через аукционы. В мировом масштабе это беспрецедентно. Нигде, ни в одной развитой и догоняющей стране мира никто не делает аукцион базовым способом отбора. А в США аукционы вообще запрещены.

Аукцион – это отбор по цене. Отсюда мы имеем демпинг, а дешево – это не всегда качественно, потому что, для того чтобы сделать качественный товар, нужно вложиться в качественные материалы и так далее», – говорит эксперт. «Но у нас закон сделан так, что чиновник не заинтересован поставлять качественный товар. Его задача – вовремя собрать бумажки, принести их в контрактную службу, которая должна вовремя провести аукцион. А дальше запускается подводная лодка, и, где она всплывет, никого уже не волнует. И никаких рейтингов эффективности, никакой оценки качества товаров у нас вообще нет, к сожалению».

Головщинский отмечает, что вопрос о том, какие подрядчики (свои или чужие) должны привлекаться к реализации региональных проектов, возникает очень часто. «Но если смотреть на вопрос с экономической точки зрения, то, если подрядчик зарекомендовал себя, соответствует требованиям и находится в регионе, его издержки и затраты на оказание работ будут меньше, чем издержки компаний, которые находятся за пределами региона, особенно если мы говорим о Дальнем Востоке. Так что если подрядчики региона более эффективны, то их предложение будет более конкурентным и коррекция рынка не потребуется», – считает эксперт. В то же время он заметил, что ограниченность дальневосточного рынка создает объективные предпосылки для того, чтобы туда заходили компании из других регионов.

«Полномочия субъекта – оказывать услуги населению. Контрактная система позволяет власти выполнять свои полномочия. И власти нужно сосредоточиться на том, чтобы закупать качественные товары», – подчеркнул Головщинский. Вместе с тем он считает, что определять исполнителя контрактов должен конкурс: «В этом случае в оценку подрядчика входит не только цена, но его опыт, и побеждает тот, кто более готов к поставке той или иной услуги».

Источник: Клуб регионов