• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опубликован доклад о системе закупок в Российской Федерации в 2017 году

Издательским домом Высшей школы экономики опубликован ежегодный доклад «О системе закупок в Российской Федерации» за 2017 год.
Система государственных закупок  в Российской Федерации отличается целым рядом уникальных особенностей. Во-первых, развитие государственного заказа с 2005 года  по сути реализуется в модели государственно-частного партнерства – операторами торгов выступают электронные площадки, которые предоставляют возможность участия в торгах без единого имеющий аналогов  в мире Каталог товаров, работ  и услуг, позволяющий унифицировать закупаемую номенклатуру и добиться существенной бюджетной экономии при закупках продукции адекватного качества.

За прошедшие 10 лет в стране  была создана не имеющая аналогов по своей скорости и работоспособности система процедурного контроля в системе государственного заказа. Любой заявитель может обжаловать нарушения конкуренции на всех этапах цикла размещения государственного заказа  (значимым исключением является только стадия оценки заявок  на конкурс). Количество таких  жалоб исчисляется десятками тысяч в год, а многие сотни закупок  отменяются в связи с тем, что документация заточена под своего поставщика или комиссия незаконно отклоняет более конкурентоспособную заявку. Конвейер жалоб доступен и быстр – установленный срок  в 10 дней для разбора жалобы практически не нарушается.

В 2017 году количество извещений  о закупках у СМП и СОНКО достигло  1 млн, что составляет почти треть всех  извещений, а стоимость закупок у СМП  и СОНКО приблизилась к 1 трлн руб. Совокупная доля закупок у СМП приблизилась  к доле закупок у СМП в ЕС и США.

В то же время состояние контрактной системы характеризуется рядом системных проблем, которые были спрогнозированы авторами доклада «О системе закупок  в Российской Федерации» еще  в 2015 году. В частности, ситуация формального реформирования системы закупок при фактическом сохранении старой модели Федерального закона  № 94-ФЗ продолжает развиваться. Ключевая проблема Федерального закона № 94-ФЗ, выраженная в слепом соблюдении процедуры закупки  и повышении экономии бюджетных средств за счет снижения эффективности закупок, в контрактной системе не решена.

Новые институты контрактной системы, такие как планирование закупок, нормирование, субстантивный финансовый контроль, в полной мере так  и не заработали. Уровень доверия  к рынку государственного заказа продолжает оставаться очень низким.  Это запускает эффект самосбывающегося пророчества: низкое доверие приводит  к небольшому количеству участников  на торгах, а низкий уровень конкуренции,

в свою очередь, заставляет игроков убедиться в своей правоте относительно низкого качества рынка и бесперспективности участия в торгах. Подтверждение недоверия рынка  к государственному и муниципальному заказу – низкое значение показателя среднего количества участников торгов: в течение десятилетия это значение колеблется в пределах 2-2,7 участника. Недоверие поставщиков к системе закупок для государственных и муниципальных нужд выражается и в существенном росте объема сектора несостоявшихся закупок, который в 2017 году превысил отметку  1,9 трлн руб.

По итогам скрупулезного анализа динамики ключевых показателей результативности контрактной системы России в докладе  «О системе закупок в Российской Федерации» – 2017 мы предлагаем  26 ключевых новаций, которые позволят усовершенствовать механизм осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Основные положения доклада в ходе  его подготовки регулярно обсуждались  на совещании под руководством начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации  В.А. Симоненко. 

Авторы доклада выражают глубокую признательность за значительную методическую и организационную поддержку в подготовке доклада Экспертному управлению Президента Российской Федерации, а также Контрольному управлению Президента Российской Федерации, без активной позиции которых разработка его была  бы невозможна.

Ознакомиться с основными выводами доклада можно по ссылке:
О системе закупок в Российской Федерации - 2017