Мониторинг практики использования новых способов определения поставщика
Итоги мониторинга всех закупок за 2016 годносят разнонаправленный характер. С одной стороны, регистрируется положительная динамика роста экономии денежных средств по результатам осуществления закупок практически по всем способам определения поставщика, а также увеличение среднего числа заявок на одну процедуру, что может косвенно свидетельствовать о росте конкурентного начала в торгах. С другой стороны, растет доля заключенных контрактов по результатам закупок у единственного поставщика и доля расторжения контрактов.
Основной параметр, по которому можно судить о востребованности использования того или иного способа закупки, – сумма НМЦК размещенных извещений – практически не изменился в части лидирования электронных аукционов, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и открытых конкурсов. Если в 2015 году на электронные аукционы, закупки у единственного поставщика и открытые конкурсы приходилось 90%от суммы НМЦК всех извещений, то в 2016 году данный показатель составил 92%.
Электронные аукционы остаются наиболее часто используемым способом определения поставщика как по количеству извещений (58%), так и по сумме НМЦК (60%). Общая сумма извещений по электронным аукционам в сравнении с 2015 годом увеличилась почти на 6%.
Способы закупок, введенные в контрактной системе, остаются непопулярными. Процентное соотношение таких способов закупок, как запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, закрытый аукцион, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, к общему объему процедур остается сравнительно небольшим: 19 748из 3 081 823,или 0,64%всех опубликованных извещений (приглашений). При этом в сравнении с 2014 годом этот показатель уменьшился (с 0,68%).
Среди способов определения поставщика, введенных в контрактной системе, наиболее распространен запрос предложений (56,49%от общего количества проведенных закупок по новым способам).
По сумме НМЦК из способов закупок, введенных в контрактной системе, достаточно высокий показатель у конкурсов с ограниченным участием. На конкурсы с ограниченным участием пришлось 4%,или 287 млрд руб.,по сумме НМЦК размещенных извещений. Доля запросов предложений – 2%,или 109 млрд руб.
Экономия бюджетных средств по электронным аукционам (8,2%) ниже, чем у двухэтапных конкурсов (13%), запросов котировок (16%) и даже закупок у единственного поставщика (10,5%). Более того, уровень снижения стоимости контрактов относительно НМЦК по электронным аукционам в 2015 году составлял 9%.
Высокий показатель экономии по результатам закупок у единственного поставщика объясняется в том числе тем фактом, что экономия образуется при заключении контракта с единственным поставщиком, являющимся единственным участником конкурентных закупок, признанных несостоявшимися. При этом контракт заключается по цене, предложенной таким единственным участником.
Показатель экономии бюджетных средств по результатам запроса котировок является стабильным относительно предыдущего года. Так, в 2015 году экономия по запросам котировок составляла 15,4%,в 2016 году данный показатель составлял 15,8%.
Средняя стоимость одной закупки (по НМЦК) в 2016 году составила 2,1 млн руб.Наиболее дорогими закупками являлись закрытые конкурсы с ограниченным участием (средняя стоимость закупки составляла 1,4 млрд руб.). Средняя стоимость одной закупки по двухэтапным конкурсам составила 10 млн руб.,по конкурсам с ограниченным участием – 192 млн руб.