НацДоклад: Практика закупок у СМП и СОНКО
С переходом к контрактной системе в сфере закупок объем средств, которые получают субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в системе госзаказа, увеличился вдвое по сравнению с объемом средств, которые предоставлялись в 2013 году субъектам малого предпринимательства.
В 2016 году при осуществлении закупок федеральными органами исполнительной власти общие количество и объем закупок у СМП и СОНКО сократились по сравнению с 2015 годом, и по количеству таких процедур соответствующий показатель приблизился к уровню 2014 года, а по стоимости не достигает уровня 2014 года.
Количество ФОИВ, которые не выполняют требования ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, ежегодно сокращается: если в 2014 году количество таких заказчиков составляло 17%, то в 2015-м – 13%, а в 2016 году – всего 9% заказчиков.
В отличие от 2014 года, в 2016 году, как и в 2015-м, поддержка СМП и СОНКО преимущественно осуществлялась путем проведения «прямых» закупок, а не через субподряд. Доля таких заказчиков в 2014, 2015 и 2016 годах составила соответственно 65%, 57% и 50%.
С каждым годом функционирования контрактной системы объем средств, предоставляемых рассматриваемой группе участников, растет: количество извещений о закупках, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, выросло с 683 047 в 2014 году до более 1 млн в 2016 году, объем средств увеличился с 476,6 млрд руб. до 802,3 млрд руб.
Задача поддержки в рамках контрактной системы субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций может быть отнесена к категории успешно реализованных в контрактной системе.
Несмотря на рост доли госзакупок у СМП (с 7,9% в 2014 году, 10,02% в 2015 году до 12,52% в 2016 году – без учета закупок у СМП на субподряде) Россия по-прежнему отстает от ведущих мировых держав по показателям объема выделяемых на закупки у СМП средств из государственного бюджета.