Президент дал Минфину первые поручения по его новым полномочиям: ужесточение процедуры госзакупок откладывается
Президентские поручения по итогам совещания 12 апреля, на котором Владимир Путин распорядился передать контроль над закупками государства и госкомпаний Минфину, были опубликованы на прошлой неделе: реформа продолжится, но замедлится. До конца весенней сессии Госдумы правительство должно обеспечить принятие поправок в закон о госзаказе, которые переводят все закупки в электронный вид с 1 января 2019 г.
Президентские поручения по итогам совещания 12 апреля, на котором Владимир Путин распорядился передать контроль над закупками государства и госкомпаний Минфину, были опубликованы на прошлой неделе: реформа продолжится, но замедлится. До конца весенней сессии Госдумы правительство должно обеспечить принятие поправок в закон о госзаказе, которые переводят все закупки в электронный вид с 1 января 2019 г.
Минэкономразвития, курировавшее прежде закупки, настаивало на более раннем сроке – 1 июля 2018 г. (по итогам 2016 г. – 60% из заказа на 5,4 трлн руб.). Он был установлен в поправках, внесенных в январе в Госдуму. Но против выступил руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин. Рынок не успеет подготовиться к переходу, заявил он в начале апреля и предложил перенести срок на 2019 г. В системе госзаказа работает более 900 000 человек, которых потребуется обучить, объяснил он.
Электронные торги оставляют меньше возможностей для манипуляций, чем бумажные конкурсы: конкуренция выше (в среднем 3,2 участника вместо 2,9 в I квартале), что приводит к большему снижению цен.
Поручения не предусматривают изменения модели работы площадок, как предлагало Минэкономразвития. Сейчас они зарабатывают на обеспечении заявки, размещая деньги на депозитах. Но участник торгов не застрахован от рисков потерять деньги, например, у банка могут отозвать лицензию и площадка не вернет обеспечение, объяснял «Ведомостям» замминистра экономического развития Евгений Елин. Минэкономразвития предлагало перевести расчеты на специальные счета, а площадкам – брать плату с поставщиков и заказчиков за торги по тарифу, установленному правительством. В поручениях президента об этом не говорится.
А вот процедуры части закупок госкомпаний поручено ужесточить. Если госзаказ сейчас можно размещать только на шести площадках, то госкомпании вправе выбирать их по своему усмотрению (см. график). К тому же они вообще не обязаны проводить закупки в электронном виде. Президент же поручил перевести торги для малого и среднего бизнеса на площадки, «работающие в соответствии с требованиями» к площадкам, размещающим госзаказ. Эти требования и соответствующие им площадки определит правительство, отмечает представитель Минфина.
Закупки госкомпаний в 2016 г. составили 21,1 трлн руб., из них 987 млрд руб. – у малого и среднего бизнеса. В основном это строительные работы, оборудование для навигации и измерений, компьютеры, технические испытания, исследования. Средний такой договор – около 5,6 млн руб.
Госкомпании используют почти 4500 способов определения поставщика: «непосредственная закупка», «приглашение к сотрудничеству», «закупка на основании устойчивых хозяйственных связей» и проч. – так они разместили почти 60% заказа в 2016 г. Они зарегистрировались на 174 торговых площадках, но большая часть заказа (71%) была размещена всего на шести площадках, в том числе принадлежащих госкомпаниям же. Девятью площадками госкомпании воспользовались лишь однажды за 2016 г., 44 – ни разу. Часто площадки создаются для единственной закупки.
Потенциальные поставщики вынуждены регистрироваться на многих площадках, а для малого и среднего бизнеса это чувствительные издержки, отмечало Минэкономразвития. По оценкам Агентства стратегических инициатив, издержки на участие в тендере могут составлять до 5% от цены договора: затраты на формирование и подачу заявок, аккредитацию на площадках, обеспечение заявок. Поправки, ограничивающие количество электронных площадок шестью операторами госзаказа, также уже внесены правительством в Госдуму. И президент поручил обеспечить их принятие в весеннюю сессию.
Ограничение может стимулировать госкомпании перевести все закупки на площадки, работающие с госзаказом, – проводить торги для малого бизнеса на одной площадке, а остальные – на другой возможно, но неудобно, замечает гендиректор площадки «ТЭК-торг» Дмитрий Сытин.
Это предварительные поручения – на переходный период, считает первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин: Минфин только получил новые полномочия. Реформы в закупках нужно проводить осторожно – это почти треть ВВП, говорит он, но некоторые идут слишком медленно – например, каталог закупок (должен помочь устанавливать и сравнивать цены. – «Ведомости»). Замедлить, по его словам, нужно ужесточение закупок госкомпаний. Этот закон регулирует очень разные типы организаций – не только госкорпорации и естественные монополии, но и автономные учреждения – колледжи, вузы, для которых вопрос экономической эффективности не принципиален, объясняет Шамрин.