Эксперты: единая информационная система почти не отличается от сайта госзакупок
Эксперты Общероссийского народного фронта уверены, что слабое информационное обеспечение системы госзаказа тормозит развитие контрактной системы.Как сообщили в пресс-службе фронта, новая единая информационная система, на которую в федеральном бюджете 2015-2017 гг. было предусмотрено около 2,5 млрд руб., практически не отличается от действовавшего прежде официального сайта госзакупок.
К такому выводу пришли участники дискуссионной площадки «Госзаказ в новых экономических условиях», организованной рабочей группой центрального штаба ОНФ «Честная и эффективная экономика» совместно с экспертами Высшей школы экономики в рамках форума «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки». На ней, в частности, обсуждалось информационное обеспечение контрактной системы. В нынешнем виде ЕИС не повышает качество информационного обеспечения процесса государственных закупок и, более того, является камнем преткновения для развития всей контрактной системы, реализации ее инновационного потенциала, уверены эксперты.
Участники встречи подчеркнули, что Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), которая заработала с 1 января 2016 г., в федеральном законе №44-ФЗ отведена ключевая роль. Она должна стать системообразующим началом всей контрактной системы с возможностью поэтапного перехода всех закупочных процедур в электронную форму. Помимо этого ЕИС призвана служить первоисточником информации обо всех закупках в масштабах страны.
«Однако проведенный нашими экспертами анализ показал, что к моменту запуска единой системы ее авторы лишь слегка модернизировали официальный сайт госзакупок и, по сути, кроме смены дизайна первой страницы, существенных изменений, увы, не произошло», – отметил первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Шамрин.
Среди положительных сдвигов, которые случились уже в 2016 г., он упомянул, что в ЕИС появилась возможность формировать и вести планы закупок в структурированном виде, что делает возможным полную автоматическую обработку содержащейся в них информации. Прежде заказчики, как правило, размещали сведения о планах закупок на официальном сайте в виде скан-копий.
«В то же время наиболее существенные элементы, которые позволяли бы назвать новую информационную систему единой, по-прежнему отсутствуют. Так, проведенный нами анализ общедоступной информации, размещенной на официальном сайте, его технологической документации и сервисов показал, что проблемы, которые были свойственны официальному сайту госзакупок и ради решения которых был задуман и профинансирован из федерального бюджета проект по созданию ЕИС, продолжают проявляться в полной мере. Серьезной проблемой является то, что ЕИС не обеспечивает новое качество процессов управления всей закупочной деятельностью, включая управление контрольной деятельностью», – отметил Александр Шамрин.
Нет единства технологического цикла закупочной деятельности: в настоящий момент невозможно отследить конкретную закупку с момента включения ее в план закупок до момента исполнения контракта, указали участники площадки. Отсутствует интеграция бюджетного и закупочного процессов: по мнению экспертов, она может быть преодолена на технологическом уровне путем взаимодействия информационных систем управления бюджетным планированием органов власти с официальным сайтом. Так как бюджетный и закупочный процессы на технологическом уровне являются разрозненными, трудно провести оценку результативности закупок. А сейчас, как показал опрос представителей заказчиков, у них отдельно выделен компьютер для работы с ЕИС и отдельно – для электронного бюджета.
Еще один серьезный недостаток системы – отсутствие интеграции закупочного процесса с реализацией госпрограмм. В результате это порождает целый ряд проблем: закупки формируются независимо от сроков реализации мероприятий госпрограмм и их ожидаемых результатов, отсутствует возможность учета результатов исполнения плана закупок на текущий год при формировании детального графика реализации госпрограммы на очередной год, нет возможности оценить отклонения в реализации госпрограмм на основе данных о закупках и так далее.
Источник: ФедералПресс