• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Национальный доклад «О практике осуществления закупок»НовостиПравительственные эксперты обсудили ряд «узких» вопросов банковского сопровождения контрактов

Новости

Правительственные эксперты обсудили ряд «узких» вопросов банковского сопровождения контрактов

Банки не разделяют опасения экспертов о конфликте интересов при переводе счетов в один банк при банковском сопровождении госконтрактов и предлагают не ограничивать уровни кооперации исполнителей.По мнению представителей крупнейших банков, ограничения будут только препятствовать прозрачности финансовых потоков и качественному выполнению процедуры идентификации исполнителей и соисполнителей в ходе выполнения контрактов.

Соответствующее утверждение было озвучено в рамках прошедшего в Высшей школе экономики совещания рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по госзакупкам и госинвестициям. Встреча была посвящена практической реализации Постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, регламентирующего процедуру банковского сопровождения государственных контрактов.

В ходе выступлений и последующей дискуссии эксперты выделили ряд «узких» вопросов, относящихся к сфере применения норм Постановления Правительства «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов». Так, было предложено более четко проработать юридическую конструкцию оказания банком агентских услуг в рамках банковского сопровождения, в том числе  с целью уточнения порядка возмещения банком своих расходов на осуществление строительного контроля. 

По словам вице-президента Банка Москвы Светланы Толкачевой, прозрачная, эффективная и слаженная работа заказчика, исполнителя и банка, безусловно, формирует новый уровень доверия. С вступлением в силу Постановления о банковском сопровождении появились новые возможности по повышению эффективности исполнения государственных контрактов. 

Начальник отдела методологии исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Вероника Сергеева напомнила собравшимся, что банковское сопровождение вводилось как институт управления контрактами, и главная цель его (в тех случаях, когда банковское сопровождение реализуется поставщиком, т.е. расширенное банковское сопровождение) – формирование поля организационной эффективности поставщика, приведение его деятельности к установленным стандартам качества. Это задача поставщика, и банковское сопровождение ему помогает оптимизировать процессы.

Вторая цель, которая как раз нашла отражение в обсуждаемом на совещании постановлении – аутсорсинг полномочий заказчика. И, опять же, речь идет о расширенном банковском сопровождении.

«Мы ввели два вида банковского сопровождения: простое и расширенное, – рассказала Вероника Сергеева, – Простое банковское сопровождение – это информация о мониторинге расчетов. Банк говорит о том, какие расчеты проводятся, насколько надежен тот клиент, который открывает у него отдельный счет. Поэтому все банки, которые участвовали в дискуссии при подготовке постановления, сказали: информация о расчетах – не проблема для нас. Мы можем ее предоставлять. И делать это бесплатно».

Если говорить об институте расширенного банковского сопровождения и не забывать, что это все-таки аутсорсинг полномочий заказчика, в фокусе применения этого института рассматривались строительные контракты, Контроль при исполнении строительных контрактов, который должен выполнять заказчик, по ряду причин, не всегда является его основной деятельностью, а содержать специалистов по строительству, например, в министерстве образования, не очень целесообразно, - именно его качественному осуществлению должно способствовать расширенное банковское сопровождение. В ходе обсуждения вопросов аутсорсинга- передачи полномочий заказчика по осуществлению строительного контроля третьим лицам, участвовавшие в дискуссии банки обозначили, что могут максимально эффективно организовать процесс аутсорсинга и готовы отвечать за этот процесс перед заказчиком. 

«Поэтому у нас в постановлении появились нормы, когда заказчик привлекает банк, и именно только в этом случае, и это расширенное банковское сопровождение, к основному контракту прилагается контракт на банковское сопровождение.

Если заказчик привлекает банк в целях простого или расширенного банковского сопровождения, то, конечно же, он должен обозначить перед поставщиком: что ты, поставщик, будешь работать с тем банком, который я привлек, на таких-то условиях. Причем заказчик привлекает банк также на основании государственного контракта, и эти контракты, по нашему мнению, должны разыгрываться до того, как будет разыгрываться основной контракт.

Это к вопросу о втором мифе, что якобы к основному контракту у нас идет обязательным приложением контракт на банковское сопровождение, который в дальнейшем будет заключать поставщик, а что делать, если поставщик выбирает иной банк. Нет этого условия, если сам поставщик выбирает банк. Это условие вступает в силу только тогда, когда заказчик выбирает банк», – заключила представитель Министерства финансов.

В свою очередь, эксперты обратили внимание участвовавших в совещании представителей Министерства финансов на некоторые положения Постановления «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», имеющие неоднозначное толкование и использование для банковского сопровождения. В частности, заказчик, делегируя  в рамках банковского сопровождения часть полномочий по контролю за исполнением госконтракта,  продолжает нести полную ответственность за его надлежащее  исполнение.

По мнению экспертов, что услуга  строительного контроля,  предусмотренная  при расширенном банковском сопровождении,  в определенной степени дублирует  технический надзор заказчика - деятельность по обеспечению  качества строительства, определенную  Градостроительным кодексом  № 190-ФЗ и СНиП, в связи с чем, целесообразно установить  условие об осуществлении дополнительной строительной инспекции генподрядчика по госконтрактам с авансовой формой расчетов.  При этом условие авансирования заказчиком  не является обязательным условием контракта, заключенного, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе  44-ФЗ.

По итогам совещания экспертное сообщество, представленное на совещании ведущими российскими банками, представителями общественных организаций и профильных департаментов и министерств из различных регионов страны, сошлось во мнении о том, что все озвученные предложения по внесению изменений в Постановление Правительства о банковском сопровождении госконтрактов необходимо подробно изучить и представить на рассмотрение в государственные органы исполнительной власти.