• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правительственные эксперты обсудили ряд «узких» вопросов банковского сопровождения контрактов

Банки не разделяют опасения экспертов о конфликте интересов при переводе счетов в один банк при банковском сопровождении госконтрактов и предлагают не ограничивать уровни кооперации исполнителей.По мнению представителей крупнейших банков, ограничения будут только препятствовать прозрачности финансовых потоков и качественному выполнению процедуры идентификации исполнителей и соисполнителей в ходе выполнения контрактов.

Соответствующее утверждение было озвучено в рамках прошедшего в Высшей школе экономики совещания рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по госзакупкам и госинвестициям. Встреча была посвящена практической реализации Постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, регламентирующего процедуру банковского сопровождения государственных контрактов.

В ходе выступлений и последующей дискуссии эксперты выделили ряд «узких» вопросов, относящихся к сфере применения норм Постановления Правительства «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов». Так, было предложено более четко проработать юридическую конструкцию оказания банком агентских услуг в рамках банковского сопровождения, в том числе  с целью уточнения порядка возмещения банком своих расходов на осуществление строительного контроля. 

По словам вице-президента Банка Москвы Светланы Толкачевой, прозрачная, эффективная и слаженная работа заказчика, исполнителя и банка, безусловно, формирует новый уровень доверия. С вступлением в силу Постановления о банковском сопровождении появились новые возможности по повышению эффективности исполнения государственных контрактов. 

Начальник отдела методологии исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Вероника Сергеева напомнила собравшимся, что банковское сопровождение вводилось как институт управления контрактами, и главная цель его (в тех случаях, когда банковское сопровождение реализуется поставщиком, т.е. расширенное банковское сопровождение) – формирование поля организационной эффективности поставщика, приведение его деятельности к установленным стандартам качества. Это задача поставщика, и банковское сопровождение ему помогает оптимизировать процессы.

Вторая цель, которая как раз нашла отражение в обсуждаемом на совещании постановлении – аутсорсинг полномочий заказчика. И, опять же, речь идет о расширенном банковском сопровождении.

«Мы ввели два вида банковского сопровождения: простое и расширенное, – рассказала Вероника Сергеева, – Простое банковское сопровождение – это информация о мониторинге расчетов. Банк говорит о том, какие расчеты проводятся, насколько надежен тот клиент, который открывает у него отдельный счет. Поэтому все банки, которые участвовали в дискуссии при подготовке постановления, сказали: информация о расчетах – не проблема для нас. Мы можем ее предоставлять. И делать это бесплатно».

Если говорить об институте расширенного банковского сопровождения и не забывать, что это все-таки аутсорсинг полномочий заказчика, в фокусе применения этого института рассматривались строительные контракты, Контроль при исполнении строительных контрактов, который должен выполнять заказчик, по ряду причин, не всегда является его основной деятельностью, а содержать специалистов по строительству, например, в министерстве образования, не очень целесообразно, - именно его качественному осуществлению должно способствовать расширенное банковское сопровождение. В ходе обсуждения вопросов аутсорсинга- передачи полномочий заказчика по осуществлению строительного контроля третьим лицам, участвовавшие в дискуссии банки обозначили, что могут максимально эффективно организовать процесс аутсорсинга и готовы отвечать за этот процесс перед заказчиком. 

«Поэтому у нас в постановлении появились нормы, когда заказчик привлекает банк, и именно только в этом случае, и это расширенное банковское сопровождение, к основному контракту прилагается контракт на банковское сопровождение.

Если заказчик привлекает банк в целях простого или расширенного банковского сопровождения, то, конечно же, он должен обозначить перед поставщиком: что ты, поставщик, будешь работать с тем банком, который я привлек, на таких-то условиях. Причем заказчик привлекает банк также на основании государственного контракта, и эти контракты, по нашему мнению, должны разыгрываться до того, как будет разыгрываться основной контракт.

Это к вопросу о втором мифе, что якобы к основному контракту у нас идет обязательным приложением контракт на банковское сопровождение, который в дальнейшем будет заключать поставщик, а что делать, если поставщик выбирает иной банк. Нет этого условия, если сам поставщик выбирает банк. Это условие вступает в силу только тогда, когда заказчик выбирает банк», – заключила представитель Министерства финансов.

В свою очередь, эксперты обратили внимание участвовавших в совещании представителей Министерства финансов на некоторые положения Постановления «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», имеющие неоднозначное толкование и использование для банковского сопровождения. В частности, заказчик, делегируя  в рамках банковского сопровождения часть полномочий по контролю за исполнением госконтракта,  продолжает нести полную ответственность за его надлежащее  исполнение.

По мнению экспертов, что услуга  строительного контроля,  предусмотренная  при расширенном банковском сопровождении,  в определенной степени дублирует  технический надзор заказчика - деятельность по обеспечению  качества строительства, определенную  Градостроительным кодексом  № 190-ФЗ и СНиП, в связи с чем, целесообразно установить  условие об осуществлении дополнительной строительной инспекции генподрядчика по госконтрактам с авансовой формой расчетов.  При этом условие авансирования заказчиком  не является обязательным условием контракта, заключенного, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе  44-ФЗ.

По итогам совещания экспертное сообщество, представленное на совещании ведущими российскими банками, представителями общественных организаций и профильных департаментов и министерств из различных регионов страны, сошлось во мнении о том, что все озвученные предложения по внесению изменений в Постановление Правительства о банковском сопровождении госконтрактов необходимо подробно изучить и представить на рассмотрение в государственные органы исполнительной власти.